ул. Любы Шевцовой 95/1
+7 (391) 272-89-49

Детский центр          гуманной педагогики

Мы становимся родителями. Бывает, что люди сознательно готовятся к этому и бывает, что это радостное событие застает нас внезапно. Но родительство такой же навык, как и любая другая профессия. Ему возможно научиться при желании. Как показывает жизненный опыт учиться чему-нибудь лучше все же у профессионалов высшей категории или у людей, которые очень любят и знают свое дело. Вот и сегодня мы постараемся познакомить вас с идеями и находками по воспитанию детей именно такого человека. Шалва Аманашвили, прекрасный педагог, влюбленный в свое дело и любящий детей.

Много лет он пытается внедрить в процесс обучения принципы личностно-гуманной педагогики.

Мы поделимся сегодня с вами рассуждениями этого прекрасного человека на этот счет:

  • Любовь к ребенку является основной точкой отсчета для учителя. Это провозглашено педагогикой еще в глубокой древности.

Но каждый ведь по своему понимает любовь.  Авторитарный учитель считает что его любовь должна выражаться в строгой дисциплине, послушании, обучении нравственным нормам, ведь это должно принести благо ребенку в будущем.

  • По убеждению Шалвы Александровича любовь к ребенку заключается в его понимании как личности. Основной постулат педагогики таков: моя человеческая любовь к ребенку вызывает в нем ответную общечеловеческую любовь ко мне.

Заниматься же воспитанием детей в другом умонастроении бессмысленно. Все равно, что сеять сорняки в надежде на урожай хлеба. Тем более бессмысленно, если учитель проявляет неприязнь и ненависть. Януш Корчак написал на эту тему прекрасную книгу « Как любить ребенка». Любовь к ребенку это главное, что должен понимать учитель. «Атмосфера воспитания должна основываться на доверии и любви – это есть старая истина, – писал Д.Н.Узнадзе, - но её осуществление встречает сложнейшие препятствия».

Это удивительно, что старая истина не находит поддержки в методике преподавания. В школе просто напросто учителям недостает любви к детям, умения любить детей и ценить ребенка как личность. Ведь здесь каждый педагог мог бы стать открывателем своей методики, своей системы.

  • Все таки лучше всего, когда учителю нравится его профессия. Только тогда можно говорить о полноценном обучении. Только тогда можно употребить все свои способности и талант, если есть внутреннее призвание к учительской деятельности. Только тогда будут творческие находки и возможность понять ребенка.
  • Я считаю, что ученик может высказывать свое мнение об учителе. Но авторитаризм некоторых учителей не может мириться с этим и я знаю много случаев когда ученики были наказаны за это. Но я думаю, что это нормально для выяснения отношения учеников к своим учителям и урокам. Нормальный учитель должен сам заботиться о том, чтобы знать откровенные мысли учеников по поводу работы с ним.
  • Для меня «плохим» считается тот учитель, который видит успешный опыт коллег, видит интересные разработки в педагогическом направлении и не хочет учиться новому и применять это в своей практике.
  • Я считаю, что наказания бессмысленны, когда ребенок считает себя несправедливо обиженным. Учитель должен наказывать для того, чтобы выразить свое огорчение и ребенок должен переживать обиду оттого что огорчил человека, которого уважает и любит. Ребенок после наказания должен хотеть оправдать ожидания учителя на его счет.
  • Степень откровенности учителя с детьми учителю должна подсказать его интуиция, такт и педагогический опыт. Откровенность нужна учителю, чтобы вызывать в детях ответную откровенность. И если начать искусственно ограничивать себя, то вряд ли можно достигнуть открытости ребенка к себе. Все человеческие чувства дают учителю возможность узнать ребенку учителя как своего старшего друга.
  • Я не согласен с тем, что по моей методике должны работать все школы. Я считаю, что главным в педагогике должен быть личностно-гуманный подход к ребенку и это тот стержень, на котором может развиваться множество разнообразных методик. Разнообразие не будет иметь границ и в этом есть своя прелесть. Главное для учителя это видеть личность в ребенке и развивать его лучшие качества и таланты. Методика, которую разработал я и мои коллеги предлагается не как универсальная, а с целью убедить учителей сделать личностно-гуманную педагогику своей практикой. И если на этой основе они откроют эффективные способы, приемы, формы воспитания и обучения, я буду очень рад.
  • Мои пожелания молодому учителю: 
  1. 1.  Чтобы о вас родители, коллеги и дети могли сказать: «ECCE HOOMO!» ( Экце хомо), что означает «Вот человек!»
  2. 2.  Чтобы девизом вашего творческого развития стала мысль: «DOCEMOO DISCIMUS» (Доценто дисцимус), что означает: «Учась, мы сами учимся».
  3. 3.  Чтобы в вашей педагогической деятельности вас не покидало наставление древних мудрецов: «ERRARE HUMANUM EST» (Эрраре хуманум эст), что означает: «Человеку свойственно ошибаться».

Основные установки учителя гуманного педагогического процесса:

Законы учителя:

  • любить ребенка,
  • понимать ребенка,
  • восполняться оптимизмом к ребенку;

Руководящие принципы учителя:

  • принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
  • принцип уважения личности ребенка,
  • принцип терпения в становлении ребенка;

Заповеди учителю:

  • верить в безграничность ребенка,
  • верить в свои педагогические способности,
  • верить в силу гуманного подхода к ребенку;

Опоры в ребенке:

  • стремление к развитию,
  • стремление к взрослению,
  • стремление к свободе;

Личностные качества учителя:

  • доброта,
  • откровенность и искренность,
  • преданность.